Наша страна является не только великой морской, но и великой речной державой, так как большая часть водных путей России приходится на реки, озера и водохранилища, которые используются для движения большегрузных судов и маломерного флота. По российским речным бассейнам доставляется огромное количество грузов, оборудования,  перевозятся пассажиры, идёт добычный и рыболовный промысел, а так же многое и многое другое. Сложно в двух словах описать все те задачи, которые решаются речным путём, но бесспорно одно, что они имеют огромное экономическое значение для всей страны. Безопасность плавания в значительной степени зависит от своевременного получения метеорологических сводок и навигационной обстановки в районе плавания. Радиообмен на реке играет главенствующую роль, т.к. именно он позволяет оперативно получать эту информацию, а так же обеспечивать безопасность плавания.

 

Радиосвязь на внутренних водных путях осуществляется в дециметровом диапазоне на частотах 300,0125 -300,5125 МГц и 336,0125 - 336,5125 МГц. Выделенный речной диапазон в свою очередь разделен на отдельные отрезки, образующие так называемую сетку каналов, выделяемых судам и береговым службам для тех или иных целей. Так важнейшим из них является так называемый канал межсудовой радиосвязи - 5-й канал (300,2 МГц), который является единым на всех бассейнов для вызова, безопасности и передачи сигналов бедствия. Он используется для оперативной связи при согласовании взаимных действий и маневров в ходе движения судов (например, о порядке расхождения или обгона), а в случае серьезной аварии - для передачи и приема сигналов бедствия и ведения переговоров при проведении спасательных операций. Так же общим для всех бассейнов является и 3-й канал (300,1 МГц), предназначенный для связи судов с диспетчерами шлюзов. Остальные каналы присваиваются портам и различным береговым службам:

 

Передача прогнозов погоды и путевой информации осуществляется на специально выделенных частотных каналах, список которых приводится в «Указаниях по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по внутренним водным путям РФ» Министерства транспорта России. Так в навигационные сообщениях, передаваемые судам в целях обеспечения безопасности плавания, входят:

 

Судовые радиостанции внутренних водных путей обязаны не реже двух раз в сутки сверять показания судовых часов с сигналами точного времени. Проверка часов производится по сигналам точного времени, передаваемым широковещательными станциями. Судовые радиостанции дециметровых волн должны быть постоянно включены на канале межсудовой радиосвязи (5 канал) и обеспечивать надежную связь:

 

Из всего вышесказанного становится вполне очевидно, что радиосвязь является жизненно необходимой составляющей для любого речного судна, передвигающегося по судоходным артериям страны, тем более что движение на реках и каналах происходит в непосредственной близости друг от друга, в связи с чем судоводители должны постоянно согласовывать свои действия. В настоящее время ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) обязывает всех владельцев маломерного флота оснащать свои суда радиостанциями, не требующими аттестации в Российском Речном Регистре, но обязательно работающими в речном диапазоне частот.

 

К таким радиостанциям, относится стационарная модель БИЗОН КМ9000 и переносная ОРЛАН TA500ALT. Обе радиостанции имеют Российский сертификат соответствия и рекомендуются для организации радиосвязи маломерным судам на внутренних водных путях Российской Федерации.

 

Задать вопрос